Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Особенности организации развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации


       Ключевые слова: РППС (развивающая предметно-пространственная среда), ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), развивающая предметно-пространственная здоровьесберегающая среда (РППЗС),  ДОО (дошкольная образовательная организация).

      «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». [10, П. 3.] Она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДОО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

       Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, его способностей, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка. [9, c. 57]

       При  организации  развивающей  предметно-пространственной  среды  дошкольной  образовательной  организации  необходимо  учитывать  нормативные  требования следующих документов:

•  Конституция РФ;

•  Федеральный  закон  от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  РФ»;

•  ФЗ от 02.07.2013 № 185  «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации  в  связи  с  принятием  ФЗ "Об образовании в РФ"»;

•  Приказ  Минобрнауки  России  от  17.10.2013  №  1155  «Об  утверждении  ФГОС ДО»;

•  Письмо  Минобрнауки  России  28.02.2014  №  08-249  «Комментарии  к  ФГОС дошкольного образования»;

•  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),  утвержденная  Федеральным  координационным  советом  по  общему  образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

•  Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от15.05.2013  №  26  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

•  Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от19.12.2013.  №  68  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.1.3147-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  дошкольным  группам,  размещенным  в  жилых  помещениях жилищного фонда»;

•  Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа»,  утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

•  Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм  и игрушкам в современных условиях» (вместе  с  «Порядком  проведения  психолого-педагогической  экспертизы  детских  игр  и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической  экспертизе игр и  игрушек»,  «Методическими  указаниями  для  работников  дошкольных  образовательных учреждении  "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

•  Приказ  Министерства  образования  РФ  от  26.06.2000  №1917  «Об  экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

•  Письмо Минобразования  РФ  от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

      Созданная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда является одним из основных показателей качества дошкольного образования.

       В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко).

      В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

      С позиции психологической науки, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

      Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1. Содержательно-насыщенной: - соответствие возрастным возможностям детей и содержанию  Программы, а также возрастным особенностям детей.

2. Трансформируемой: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативной: наличие  различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность  материалов и оборудования.

6. Безопасной: соответствие всех  элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

     Организация вправе определять средства обучения, в том числе материалы и оздоровительное оборудование. [10, п.3.3.5]

     Проектирование развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды (РППЗС) включает следующие этапы:

1. Аудит текущей (существующей) РППЗС группы.

2. Анализ потребностей, разработка и согласование перечня элементов РППЗС .

3. Поставка, апробация компонентов среды.

4. Обучение педагогов  эффективному системному использованию компонентов РППЗС.

     В соответствии со стандартом  предметная среда должна обеспечивать и гарантировать  охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к  их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях.


Литература:

1)Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т.Анохина // Дошкольное воспитание. - 1999. -  N5. – С.32-34.

2)Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - N4. – С.37-42.

3)Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

4)Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / ДОУ N122 «Солнышко» г.Тольятти / С.В. Железнова, Т.А. Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.

5)Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 214 с.

6)Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: МДО, 1995. - 174с.

7)Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

8)Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. - М., 2004. - 156 с.

9)Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровскиий, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1993. – 102 с.

10)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования»

11)Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. -  М.: Линка-Пресс, 2004.