Ключевые слова: РППС (развивающая предметно-пространственная среда), ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), развивающая предметно-пространственная здоровьесберегающая среда (РППЗС), ДОО (дошкольная образовательная организация).
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». [10, П. 3.] Она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДОО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, его способностей, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка. [9, c. 57]
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
• Конституция РФ;
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• ФЗ от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "Об образовании в РФ"»;
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
• Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
• Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
• Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Созданная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда является одним из основных показателей качества дошкольного образования.
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко).
В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
С позиции психологической науки, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной: - соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а также возрастным особенностям детей.
2. Трансформируемой: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. Вариативной: наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасной: соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Организация вправе определять средства обучения, в том числе материалы и оздоровительное оборудование. [10, п.3.3.5]
Проектирование развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды (РППЗС) включает следующие этапы:
1. Аудит текущей (существующей) РППЗС группы.
2. Анализ потребностей, разработка и согласование перечня элементов РППЗС .
3. Поставка, апробация компонентов среды.
4. Обучение педагогов эффективному системному использованию компонентов РППЗС.
В соответствии со стандартом предметная среда должна обеспечивать и гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях.
Литература:
1)Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т.Анохина // Дошкольное воспитание. - 1999. - N5. – С.32-34.
2)Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - N4. – С.37-42.
3)Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
4)Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / ДОУ N122 «Солнышко» г.Тольятти / С.В. Железнова, Т.А. Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.
5)Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 214 с.
6)Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: МДО, 1995. - 174с.
7)Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
8)Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. - М., 2004. - 156 с.
9)Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровскиий, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1993. – 102 с.
10)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
11)Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004.